Приготовление к кончине

При смертной опасности в первую очередь следует позаботиться о приглашении к больному священника для совершения Таинств Исповеди и Причащения Святых Христовых Тайн, дабы не предстать ему пред Богом неготовым и неочищенным. Во время тяжких болезней Святая Церковь призывает своих чад прибегать также к Таинству Елеосвящения, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия, испрашивается исцеление от болезней и отпущение грехов. Поэтому совершать это Таинство нужно во время усиления болезни, с верою, что дни земной жизни человека будут продлены для покаяния и исправления. Сейчас многие неправильно понимают суть Таинства Елеосвящения, или, как его еще называют, соборования, считая, что оно требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14 ≈ 15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а по возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. Следует постараться убедить больного в необходимости совершения этого Таинства. Также необходимо помнить, что соборование не заменяет Исповеди, а как бы восполняет ее. При соборовании благодатию Божией отпускаются только грехи неосознанные и забытые, но при условии чистосердечного покаяния во всех сознаваемых согрешениях на Исповеди.Умышленно утаенные грехи в Таинстве соборования не отпускаются.Оставшееся после соборования освященное масло возливается на останки христианина при погребении. Родственники должны взять сосуд с елеем в храм и заранее предупредить об этом священника, совершающего отпевание.Наши благочестивые предки ставили одр с умирающим под иконы и возжигали Страстную свечу (свечу, с которой стояли в храме на утрени 12 Евангелий). Свечу давали в руку умирающему или ставили у икон. И нам следует постараться поместить иконы или крест так, чтобы страждущий в предсмертных мучениях мог видеть их. Православная Церковь напутствует каждого своего члена в загробный мир Таинствами Исповеди и Святого Причащения. Умирающего можно причастить и не натощак. Если после Причащения случится приступ тошноты, то подставляют сосуд с чистой водой, из которого все потом выливают в реку или зарываютпоглубже в землю в чистом, не попираемом ногами месте. Можно также собрать все в чистые тряпочки, которые потом сжечь, и пепел зарыть в непопираемом месте. Причащенный и в этом случае получит освящение, ибо благодать Божия в первую очередь сообщается душе. Нельзя причащать потерявшего сознание, невменяемого или, тем более, уже умершего.Перед исходом умирающему, если он в сознании, можно дать антидор и святую воду. Это ни в коей мере не заменяет Причащения, но благодатной силой помогает в предсмертных борениях.Когда душа разлучается с телом и переходит в духовный мир, она особенно нуждается в нашей молитвенной помощи. Для облегчения самых последних минут земной жизни христианина читаются особые каноны на исход души от тела: ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице и ╚егда человек долго страждет╩. Каноны исполнены великого покаяния и мольбы о милости Божией к отходящему в мир иной. В случае отсутствия священника оба канона на исход души могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином. В нашем издании они объединены в одно Последование при разлучении души от тела всякого правоверного.Каноны на исход души не обязательно читать непосредственно около умирающего. Если человек умирает в больнице, каноны можно читать дома. Главное помочь душе в эти самые тяжелые для нее минуты. Если христианин испускает дух во время чтения канонов, то их дочитывают с заупокойным припевом: ╚Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего...╩. И после 9-й песни завершают Окончанием заупокойных канонов. По исходе души от тела усопшему закрывают глаза, подвязывают челюсть, выпрямляют туловище и накрывают с головой. Сразу начинают читать Канон о усопшем (стр. 377). Если человек умер не дома, прочитайте Канон по получении известия о его кончине.

назад