Приготовление к погребению
Тело каждого православного христианина ≈ храм души, в течение земной жизни освященный благодатию Таинств. Поэтому попечение об останках умерших братии по вере особое. После прочтения Канона о усопшем необходимо совершить омовение тела умершего. Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на ровном месте ≈ на лавку или на пол, подстелив ткань. Обычно омывают пожилые женщины, но полагается мужчинам омывать мужчин, а женщинам женщин. Омывают губкой, смоченной теплой водой, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. При этом читают или поют ╚Трисвятое╩: ╚Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас╩.Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении. принято сжигать. На покойном должен быть надет нательный крест, если сохранился ≈ крестильный. По омовении тело усопшего облекается в новые чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. Свои погребальные одежды наши благочестивые предки приготовляли задолго до кончины. На умерших мирян, прежде обычных одежд, принято было надевать белую рубаху с поясом, символизирующую собой крестильную. Это соблюдается многими православными и сейчас. В некоторых районах России сохраняется древний обычай, бывший в свое время повсеместным и обязательным, полагать усопшего в саване ≈ накидке с наголовьем из белой ткани, ≈ и в специально сшитых погребальных кафтанах и сарафанах. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а свободно полагать крест-накрест. Необходимо также отметить, что на почившем православном христианине неуместен галстук. Руки усопших складывают на груди правую поверх левой, в них влагается крест. На лоб возлагают венчик с молитвой ╚Святый Боже...╩ в знак нашей веры в Пресвятую Троицу и упования на получение венца за исполнение заповедей Божиих. Гроб православного христианина должен быть неярким, с восьмиконечным крестом на крышке. Приготовленный гроб освящают святой водой и кадят фимиамом, для чего кадильницу (сосуд с ручкой, куда кладут угли и ладан) ставят в гроб и закрывают его на малое время крышкой.После этого можно окадить фимиамом весь дом. Сначала трижды крестообразно знаменуют кадильницей иконы с молитвами ╚Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас╩, ╚Пресвятая Богородице, спаси нас╩, ╚Слава, Господи, Кресту Твоему Честному...╩. Затем трижды крестообразно знаменуют кадильницей тело усопшего с молитвой ╚Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего...╩. После чего обносят кадильницу по всему дому с чтением ╚Трисвятого╩. Кадильница может стоять под иконами все время, и в нее по мере необходимости подкладывают уголь и ладан. Над телом читают Литию о усопшем. В конце Литии на словах ╚рабу Божию, преставльшемуся...╩ умершего полагают во гроб. Также Лития читается, если гроб с телом покойного привозят из морга. Сверху тело усопшего покрывают по грудь церковным погребальным покрывалом в знак того, что он находится под покровом Христовым. На грудь полагают икону Спасителя или Божией Матери. В гроб можно положить детскую крестильную рубашку усопшего, освященные веточки вербы, троицкую травку, но недопустимо класть в гроб какие-либо посторонние предметы: деньги, еду и прочее. Есть разные местные обычаи располагать гроб с телом усопшего в доме: можно поставить лицом к иконам, которые обычно находятся в переднем углу, то есть правом углу напротив входа; можно ≈ лицом к входящим проститься. У икон возжигают лампады и свечи. Недопустимы под иконами стакан с водой (а то и водкой), хлеб и прочее ≈ это нечестивый, нехристианский обычай. Душа не нуждается в земных пище и питии, ей нужна только наша молитва. Также не подобает ставить рядом с иконами фотографию умершего и тем более зажигать перед нею свечу.